«Российский бензин состоит совсем не из нефти»

0 1

«Российский бензин состоит совсем не из нефти»

В июне 2020 года наметился тревожный тренд: стоимость бензина АИ-95 непрерывно росла, и ко второй половине месяца достигла 57 тысяч рублей за тонну — своеобразный рекорд. Правда, речь о биржевых оптовых ценах, но от них зависят цены розничные. Два года назад, весной 2018 года, скачок оптовых цен привёл к резкому подорожанию бензина на АЗС — тогда цена прибавила 3,5−4 рубля менее чем за месяц. Чего ждать теперь?

Дешёвая нефть и дорогой бензин

Стоимость нефти Brent на мировом рынке колеблется в районе $ 40 за баррель. Весной она падала ниже $ 20 — получается, в последние полтора месяца нефть росла. Однако на фоне прошлого года, когда цены держались возле $ 60 за баррель, нефть остаётся дешёвой.

И вот на этом фоне оптовая стоимость топлива побила локальный рекорд 2018 года. Розничные цены тоже не стоят на месте: с начала года стоимость АИ-95 выросла примерно на рубль, отыграв кратковременное падение в мае.

Удешевление нефти мало сказывается на цене топлива, потому что российский бензин, как иногда шутят, состоит не совсем из нефти. В значительной степени он состоит из налогов и акцизов, которые формируют до 60−70% розничной цены. Поэтому, например, удешевление нефти вдвое приводит к падению цены топлива на 2−3%, да и то — в идеальном варианте, когда отсутствуют другие факторы.

Почему оптовые цены выросли сейчас?

Поскольку речь о биржевых ценах, то и механизм их роста связан с особенностями торгов: снизился объём предложения, что привело к росту стоимости.

Версии, почему возник дефицит бензина, расходятся. Глава Независимого топливного союза Павел Баженов считает, что правительство стремилось поддержать нефтяные компании, ограничив импорт и сократив вполовину объем биржевых торгов (снижение обязательных квот), что привело к росту цены.

По сути, задача была другой: не допустить падения цены. Но поскольку выход России из режима самоизоляции оказался резче ожидаемого, спрос вырос сильнее, и цены не просто удержались на уровне марта, но и выросли.

Кроме того, ряд НПЗ воспользовался карантинным периодом, чтобы остановить производство и провести технические работы, и не все успели завершить их в срок.

Вырастет ли розничная цена?

Если и вырастет, то незначительно. Проще говоря, не настолько, чтобы не спровоцировать массовое недовольство, как было в начале лета 2018 года.

Эксперты отмечают, что ценообразование на бензин происходит в режиме ручного управления. Так, власти могут менять размеры налогов и акцизов, которые формируют большую часть стоимости топлива. Например, сегодня в розничной цене литра АИ-95 «сидят» 9 рублей одного только акциза, а это, напомним, аналог транспортного налога. В 2018 году для сдерживания цен на топливо акциз был временно скорректирован и рынок сразу почувствовал эти меры.

Кроме того, правительство может регулировать экспорт нефтепродуктов, от которого зависит благополучие нефтяных компаний. Поэтому стоимость топлива в России в большей степени определяется политической повесткой, чем чисто экономическими факторами.

Также эксперты отмечают, что возросшая оптовая цена оказывает сильное давление на розницу, и в особенно трудном положении — несетевые АЗС, которые не принадлежат крупным нефтяным компаниями. Если последние могут компенсировать недостачу в рознице за счёт прибыли в других секторах (производство нефтепродуктов, экспорт), то для независимых АЗС высокая оптовая цена является исходными данными и съедает маржу.

Цена топлива ограничена искусственно

После внезапного скачка цен весной 2018 года между правительством и крупными нефтяными компаниями действует соглашение, что рост цен на топливо допускается лишь на уровне инфляции. Поначалу оно носило официальный статус, но через год превратилось в менее формальную договорённость вроде «пакта о ненападении»: нефтяные компании обещали не накалять обстановку в обмен на более выгодные для них условия торговли и экспорта.

И соглашение действительно работало: за последние два года стоимость топлива была стабильна и выросла лишь на 1,5 рубля — это меньше среднего роста за предыдущие годы (с 2008 по 2018), который составлял около 2 рублей в год.

Запутались в ручном управлении

Хотя цена топлива в России действительно более-менее стабильна, эксперты опасаются, что нестабилен механизм её формирования. Он всё дальше уходит от чисто рыночного в сторону многофакторного ручного управления, которое периодические даёт сбои. Поэтому нередко ценообразование выглядит парадоксальным.

Тем не менее, в ближайшие месяцы ситуация должна остаться спокойной — это, опять же, вопрос политический. Волны подорожания, как в 2018 году, эксперты не ждут: нефтяные компании уже увеличивают отгрузку топлива на внутренний рынок, что должно стабилизировать розничные цены.

Но и падения цен ждать не приходится: даже в период трёхкратного удешевления нефти весной этого года средняя цена бензина АИ-95 в России кратковременно снижалась лишь на 50 копеек. А сейчас на фоне растущей нефти и восстановления спроса она и вовсе стремится вверх, подтверждая известную российскую примету: как бы не вела себя нефть, бензин будет дорожать всё равно.

Нефть и газ

В Центробанке cпрогнозировали цены на нефть

Эксперт назвал поверженной сланцевую революцию в США

В Германии требуют от Меркель отказаться от проекта «Северный поток — 2»

ФАС проверит, почему резко подскочили цены на бензин Аи-95

Все материалы по теме (1951)

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

четырнадцать + пять =